Ответственность водителя за сливы топлива и возможно ли доказать вину шофера
Затраты на топливо составляют до 40 процентов от общих расходов транспортного предприятия. Часто владельцы бизнеса отмечают серьёзный перерасход горючего в сравнении с нормативами и подозревают, что он связан с хищениями – недоливами и сливами горючего. Что можно предъявить водителям, превратившим сливы в источник постоянного дополнительного дохода?
Договор материальной ответственности водителя и сливы
Устраиваясь на работу, водитель-экспедитор подписывает договор о материальной ответственности. Этот документ является приложением к трудовому договору и обязывает работника оберегать вверенное работодателем имущество – перевозимый груз. Пределы ответственности описаны в ст. 241 ТК РФ.
Важно понимать, что договор материальной ответственности не накладывает на водителя обязанностей по обеспечению сохранности топлива, поскольку ГСМ рассматриваются не как вверяемое имущество, а как материально-технические средства. При сливе топлива с вверенных ТС водители могут быть привлечены к ответственности по ст. 160 УК РФ. Слив рассматривается в этом случае как кража.
Как доказать вину водителя в сливе топлива
Даже когда факт слива топлива или недозаливки в бак очевиден, наказать виновного сложно, для этого необходимо проведение служебного расследования. Например, если перевозки проводятся по одному маршруту с известной протяжённостью, факт «пережога» топлива можно доказать составлением паспортов маршрутов и проверкой расхода опытным путём. Может потребоваться техническое освидетельствование транспорта на предмет технических неисправностей, которые могли привести к перерасходу. Для расследования может быть создана комиссия, которая проведет контрольные замеры расхода горючего.
Этапы процедуры следующие:
- определение размера причинённого ущерба;
- установление причины ущерба – доказательство вины водителя;
- затребование письменного объяснения от сотрудника;
- на основании заключения комиссии – подготовка акта об имевшем место правонарушении;
- издание приказа о привлечении водителя к ответственности.
Из-за сложности процедуры раньше многие работодатели предпочитали либо мириться со сливами, считая их неизбежными, либо расставаться с ворующим подчинённым без назначения штрафов или увольнения по статье.
Как доказать вину водителя в сливе топлива с помощью спутникового мониторинга
Наиболее простой способ выявить факт слива сегодня – установка спутникового мониторинга транспорта и использование топливных карт. Последние позволяют узнать, где и чем водитель заправил транспорт, а ДУТ покажет, весь ли объем топлива попал в бак. Сопоставление входящей от карты и ДУТ информации может проводиться автоматически с помощью специального сервиса или вручную сотрудником автотранспортного предприятия.
Система мониторинга включает датчик уровня топлива (ДУТ) и GPS/ ГЛОНАСС терминал для связи с системой спутниковой навигации и способна решать множество задач помимо контроля ГСМ. С её помощью владелец парка транспортных средств получает возможность контролировать текущий расход бензина, дизеля или газа, поднимать историю, отслеживать события – заправки, сливы.
Условия для привлечения к ответственности за сливы в организациях, где используется спутниковый мониторинг транспорта
Работодатели вправе устанавливать на транспортные средства системы мониторинга и использовать их данные для дисциплинарных взысканий. Для привлечения к ответственности по факту слива топлива с учётом данных спутникового мониторинга и ДУТ необходимо выполнение следующих условий:
- Принятие локального акта (коллективный договор, правила внутреннего распорядка) с регламентом использования системы спутникового мониторинга.
- Наличие приказа о внедрении системы контроля, в котором будет указана дата начала использования, определены сотрудники, ответственные за контроль, лица, ответственные за достоверность данных, и те, кто осуществляет взаимодействие с поставщиками услуги мониторинга и службой техпомощи.
- Наличие подписи сотрудника об ознакомлении с приказом.
- Наличие документов, подтверждающих корректность работы компонентов системы, в том числе таблицы тарировки ДУТ.
- Наличие сертификатов соответствия у телематического оборудования.
При несоответствии данных одометра авто и выписок системы мониторинга, эксперт сможет сделать заключение о совершённом хищении, что будет доказательством вины сотрудника. Нужно отметить, что сам факт установки ДУТ дисциплинирует персонал автопарков, после введения спутникового контроля число хищений значительно снижается, поскольку выяснить, кто и когда совершил слив, не составляет труда.
Заполните форму обратной связи. В течение 10 минут с вами свяжется менеджер и подготовит КП для решения ваших задач